На правах рукописи
Нгуен Ши Хиен (СРВ)
Развитие делового партнерства государства с частным сектором
во Вьетнаме
Автореферат
диссертации на соискание ученой степени
кандидата экономических наук
Специальность 08.00.14 — мировая экономика
Москва - 2007
Работа выполнена в Институте экономики Российской Академии Наук
Научный руководитель:
доктор экономических наук, профессор
Аносова Людмила Александровна
Официальные оппоненты:
Доктор экономических наук, профессор Куприянов Алексей Борисович
Кандидат экономических наук
Трошин Андрей Андреевич
Ведущая организация - Экономический факультет Московского Государственного Университета
Защита состоится «____» _________________2007 г.
в_____часов на заседании диссертационного совета
Д 002.009.02 при Институте экономики РАН по адресу: 117418, Москва, Ново-Черёмушкинская ул., 42а.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института экономики РАН
Автореферат разослан «_____»____________________2007 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета
Д 002.009.02
Доктор экономических наук
Хейфец Б.А.
Общая характеристика работы
Актуальность темы исследования. В начале XXI века Вьетнам вступил в этап более глубоких структурных и системных преобразований, необходимость которых диктует ряд внутренних и внешних факторов его развития. Выявились недостатки и упущения экономической реформы, состоящие в том, что частной инициативе уделялось вопреки экономическим программам слишком мало внимания и поддержки со стороны государства, что грозит потерей экономических преимуществ, прежде всего в устойчиво высоких темпах экономического развития. Высокий уровень безработицы и бедности не могла решить только крупная внешняя экономическая помощь, требовались новые рычаги и в первую очередь развитие малого предпринимательства. Выявилось также неуклонное падение эффективности работы госпредприятий в условиях вяло текущей приватизации и отсутствия рыночных механизмов. Вступление СРВ в ВТО также сопровождается необходимостью выполнения ряда обязательств, в первую очередь, развития частнопредпринимательской инициативы, фондового рынка, расширения и ускорения приватизации госсобственности. Поэтому исследование проблемы эволюции частного сектора и господдержки государства его развитию в новых меняющихся внутренних и внешних условиях развития Вьетнама представляется актуальным.
Объект исследования: малое частное предпринимательство, его формы, государственное регулирование и поддержка частной инициативы.
Предмет исследования: процесс развития малых форм бизнеса, законодательно-правовые основы его регулирования, налоговое администрирование, приватизация госсобственности, отношение крупного государственного и мелкого частного бизнеса, частное предпринимательство в городе и провинции.
Цель и задачи исследования состоят в том, чтобы найти оптимально эффективную модель отношения государства с частными коммерческими структурами на основе изучения зарубежного опыта и представить научные выводы и рекомендации.
Степень научной и практической разработанности проблемы. Из работ изданных во Вьетнаме по данной проблематике следует назвать монографии Чинь Тхай Нгуен «Развитие малого предпринимательства во Вьетнаме», Ханой, 2003, Та Куанг Донг «Реформа и управление государственными предприятиями во Вьетнаме», Ханой, 2005, Чан Ханг Тьен «Развитие частного предпринимательства во Вьетнаме», Ханой, 1998, Фам Дык Чинь «Экономические реформы в переходный период (опыт Вьетнама)», Ханой, 2002, Динь Куанг Минь «Роль государства в формировании рыночной экономики в Китае и Вьетнаме (преемственность экономической политики и вызовы XXI века)», Ханой, 2004. В экономических журналах СРВ по проблеме взаимоотношений государства с частным сектором экономики в 2005-2007 гг. были опубликованы содержательные статьи с рядом практических рекомендаций Хоанг Бан Хоа, Ле Ды Фонг, Нго Ван Танг, Нгуен Ке Туан, До Фу Чан Тинь, Хо Хуан Хунг и ряда других. Проблема освещена в ежегодных выпусках аналитических сборников Государственного института экономического управления (CIEM) «Экономика Вьетнама», в научных сборниках Вьетнамской академии общественных наук, в научно-аналитических обзорах и вестниках государственных служб (Центробанка, Государственной налоговой и таможенной службы), в региональных изданиях, в циркулярах, законах и постановлениях правительства СРВ, в публикациях по Вьетнаму МВФ, Всемирного Банка, Азиатского Банка развития и ряда других международных финансовых и экономических организациях.
Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические разработки вьетнамских и зарубежных экономистов, посвященных теории и практике развития многоукладной экономики в условиях переходного периода и отношению государства с различными хозяйственными укладами. Общетеоретической базой исследования стали труды видных зарубежных учёных А. Смита, А. Маршалла, Дж. М. Кейна, М. Фридмана, Д. Сакса, П. Самуэльсона, Я. Корнаи, Г. Колодко. Важной теоретической базой диссертационной работы явились труды российских учёных Л.И. Абалкина, А.Г. Аганбегяна, О.Т. Богомолова, Р.С. Гринберга, С.П. Глинкиной, Р.Н. Евстигнеева, Б.З. Мильнера, Г. Клейнера, Л.И. Кондрашовой, И.Н. Наумова. Из зарубежных авторов, исследовавших проблему отношений государства с частным сектором, интерес представляют также публикация Л. Шарингера «Новая модель инвестиционного партнёрства государства и частного сектора» // Мир перемен, 2004, № 9. Российскую науку в качестве первоисточников для исследования темы представили публикации «Развитие малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы». М., 2005, С. Глинкиной, Г. Клейнара «Высветвление экономики и укре национальной безопасности» // Российский экономический журнал, 2003, № 6, Р. Евстигнеева, М. Дерябиной и др. «Приватизация: чему учит мировой опыт» // М., 1993, «Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики», М., 2002, «Проблемы взаимоотношений малого бизнеса и финансовых организаций» // Экономические стратегии, 2007, № 3 и ряд других.
Российскую мысль по реформе госсобственности и развитию частного предпринимательства во Вьетнаме представляют труды Л. Аносовой, Е. Богатовой, Н. Макарова, В. Мазырина, С. Малыгина, М. Тригубенко, Г. Яслиной.
Научная новизна работы заключается в следующем:
- впервые в отечественной науке проведено системно-комплексное исследование теории и практики отношения вьетнамского государства с частным, преимущественно малым бизнесом в условиях углубления экономической реформы и необходимости повышения конкурентоспособности СРВ в мировой и региональной торговле;
- изучены правовые основы госрегулирования работы частного сектора и доказано, что установление единых правил и норм хозяйственной деятельности для всех экономических укладов расширит возможности частной инициативы;
- доказано, что налоговое администрирование нуждается в кардинальном улучшении, особенно в условиях развития теневой экономики и коррупции, с одной стороны, и создания приемлемых условий для деятельности частного сектора, с другой;
- исследована модель приватизации госсобственности и её роль в развитии среднего класса и кооперации малого и крупного бизнеса, развивающегося в форме мощных экономических групп – конгломератов, а также изучены причины и опыт СРВ по банкротству мелких и неперспективных госпредприятий и их продажи государственным структурам;
- доказана необходимость активизации деятельности фондового рынка, особенно после вступления Вьетнама в ВТО.
Практическая значимость работы определяется теми выводами и рекомендациями по совершенствованию форм и методов отношений государства с частным предпринимательством, которые могут быть востребованы соответствующими заинтересованными госструктурами СРВ, а также использованы в научно-преподавательской деятельности в Вузах и НИИ Вьетнама.
Основные положения, выносимые автором на защиту:
- Современные тенденции развития частного предпринимательства во Вьетнаме в условиях углубления экономической реформы и повышения конкурентоспособности Вьетнама.
- Социальные факторы, влияющие на развитие частной инициативы, включая высокий уровень безработицы, как в городе, так и в деревне, нерешённую проблему бедности, значительной имущественной дифференциация населения, недостаточный уровень грамотности и знаний законов рынка и мировой конъюнктуры.
- Совершенствование законодательных основ деятельности частного уклада, методы борьбы с коррупцией и теневой экономикой.
- Опыт налогового администрирования в отношении малого и среднего бизнеса.
- Сравнительный анализ частного предпринимательства на городском и провинциальном уровне.
- Уроки и опыт приватизации госпредприятий и её роль в развитии партнёрских отношений государственных и частных структур.
Апробация работы. По теме диссертации автором опубликованы три научные работы общим объёмом 9 п.л., доложены в народном комитете провинции Ха-Тэй и направлены в правительство СРВ в 2007 г. как оптимальная модель развития частного сектора и его поддержки государством на провинциальном уровне.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, приложения и библиографии.
Основное содержание работы, научные выводы
и практические рекомендации
В первой главе «Место и роль частного предпринимательства в переходных экономиках» содержится сравнительный анализ становления малого бизнеса в России, восточноевропейских странах, а также накопленный опыт отношения государства к частным структурам в разных странах.
Экономика в развитых странах в значительной степени развивается с активным участием малого предпринимательства.
Развитие частного предпринимательства в постсоциалистических странах является составной частью системной трансформации, в ходе которой создавалось смешанное общество с многоукладной экономикой. Но синдром социалистической системы с абсолютным преобладанием госсобственности и монополии государства в управлении сдерживал развитие частной инициативы на стартовом периоде перестройки во всех транзитных странах. Поэтому вплоть до середины 90-х годов прошлого столетия отсутствовали четкие нормативно-правовые и институциональные предпосылки.
Малые предприятия функционировали в условиях вакуума рыночных институтов, слабой финансовой базы, довольно тяжелого налогового бремени, рэкета чиновников, что предопределило характер и структуру малого бизнеса. Малый бизнес «устремился» в основном в сферу торговли и услуг, где требовался меньший по объему начальный капитал и обеспечивался его сравнительно быстрый оборот. Участие малого предпринимательства в производстве и экспорте было слабым.
Постепенно малое предпринимательство стало выходить из рамок семейного бизнеса и к концу 90-х годов лишь 15% малых предприятий оставались семейными фирмами.
Главный ограничитель развития малого предпринимательства в переходных экономиках на первом этапе был в слабом развитии банковского рынка и рынка капитала – и как следствие в ограниченном доступе малых предприятий к кредитным ресурсам.
Из-за низкой капитализации в структуре малого предпринимательства в переходных экономиках преобладали микропредприятия, которые составляли большинство малых предприятий.
Принятые на начальном этапе трансформации законодательные нормы по поддержке малого и среднего предпринимательства не были подкреплены финансовыми ресурсами. Лишь в конце 90-х годов правительства постсоциалистических стран под жестким давлением ЕС, МВФ и Всемирного банка, не удовлетворенных ходом рыночных реформ и, в частности, темпами развития малого и среднего предпринимательства, перешли к нормативно-правовой базе. А там, где были созданы базовые законодательные и институциональные предпосылки развития малого и среднего предпринимательства, отмечался его динамичный рост. Российские ученые считают, что «основными барьерами развития малого предпринимательства в переходных экономиках являются непрозрачное и сложное законодательство, медленное создание институтов рынка, неэффективная и затяжная процедура банкротства, недостаточная защита прав кредиторов и инвесторов, несоблюдение договорных условий, ограниченный доступ к финансовым ресурсам, тяжелое налоговое бремя, и в целом нестабильная предпринимательская среда».
Отмечается, что развитие предпринимательства в переходных экономиках сдерживает высокий уровень бюрократизации и коррупции – такой вывод вытекает из сравнительного исследования четырех престижных институций – Всемирного банка, Всемирного экономического форума, Гарвардского университета и канадского Fraser Institut, которые ежегодно составляют Индекс экономической свободы в отдельных странах, исходя из целого ряда критериев: время, необходимое для регистрации фирмы, эффективность правовой среды, простота и прозрачность налогового законодательства, уровень государственного регулирования.
Опыт развития малого предпринимательства в транзитных экономиках показал, что государственная поддержка частному бизнесу – ключ к успеху.
Она может выражаться в различных формах.
В транзитных экономиках наибольшую государственную поддержку получают малые предприятия в сфере инновационного бизнеса и маркетинга экспортных услуг.
Наибольшей поддержкой для предпринимателей является создание прозрачной налоговой и учетной системы, что позволило бы улучшить предпринимательский климат.
Одним из путей повышения конкурентоспособности частных фирм – это создание сети партнерских связей, т.е. объединение малых предприятий в более крупные структуры, в которых малые предприятия сохраняют свой суверенитет.
Требуемое банками высокое залоговое обеспечение ставит в более выгодное положение крупных предпринимателей, обладающих значительными материальными активами, а значит возможностью к использованию их в качестве кредитных гарантий по сравнению с начинающими предпринимателями, которых банки рассматривают в качестве рискованных клиентов. Требуемые кредитными организациями гарантии под кредит в ряде постсоциалистических стран достигали 200-300 % объема кредита.
О весомой роли частного сектора в экономике Вьетнама свидетельствует тот факт, что в этом секторе занято 47,46% работников материальной сферы, а удельный вес частных компаний достиг в 2005 г. 93% от общего количества всех хозяйственных единиц. Вместе с тем, что касается стоимости активов, находящихся в частной собственности, то они по удельному весу почти в 2 раза уступают активам госпредприятий. По удельному весу отчислений налогов в госбюджет частный сектор также уступает государственному: по данным на 2005 г., их доля в общей совокупности налогов, поступивших от всех форм собственности в госбюджет, составляла 18,9%. Таким образом, частный сектор пока что не стал структурообразующим фактором накоплений.
Нехватка капитала – общая проблема вьетнамских предприятий в целом и госпредприятий, в частности (более 65% госпредприятий работают с капиталом ниже 5 млрд. донгов). Причина заключается не только в низкой норме внутреннего накопления, но и в неразвитости рынков средне- и долгосрочного кредитов. Хотя доля средне- и долгосрочного кредитов в суммарном объеме кредитов повысилась с 22% в 1995 г. до 40% в 2000-2002 гг., коммерческие банки не могут удовлетворять потребности предприятий в оборотных средствах. Мобилизация краткосрочного вклада для средне- и долгосрочного кредитования подвергает банковскую систему высокому риску. Со стороны предприятий направление краткосрочных займов на долговременные инвестиции ставит их в состояние финансовой нестабильности. В канун азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. по сравнению с Индонезией, Южной Кореей, Таиландом соотношение общей задолженности и собственного капитала вьетнамских предприятий было ниже, но соотношение их краткосрочной задолженности и общей задолженности было выше.