авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - DISLIB.RU

АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, КНИГИ

 
<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ

Pages:     | 1 | 2 |
3
|

-- [ Страница 3 ] --

В третьей главе "Направления развития системы институционального проектирования инновационных отношений в российских регионах" представлен механизм институционального проектирования инновационной сферы региона и направления его совершенствования.

Проведенный анализ состояния инновационных отношений в Самарской, Нижегородской областях и Республике Башкортостан показывает, что в данных регионах отсутствует целостная система институционального проектирования инновационных отношений, не определены чёткие измеримые цели; не разработаны конкретная система оценки результатов инновационной деятельности и мероприятия по её развитию; не определены конкретные механизмы финансирования инновационной деятельности. Кроме того, основные показатели инновационной деятельности в рассмотренных регионах (доля отгруженной инновационной продукции, затраты на исследования и разработки, число инновационно-ориентированных организаций и др.) имеют неустойчивую, а зачастую и отрицательную динамику (табл. 2).

Таблица 2 Показатели, отражающие динамику развития инновационной деятельности в регионах-лидерах Приволжского федерального округа


2004 2005 2006 2007
Количество инновационно- ориентированных организаций Самарская область 52 54 51 52
Нижегородская область 103 109 101 111
Республика Башкортостан 68 65 63 64
Число человек, занятых в области НИР Самарская область 23255 24035 24506 24856
Нижегородская область 50206 50399 49797 46989
Республика Башкортостан 10090 9279 8415 8467

В работе проанализированы и определены основные факторы, обусловливающие необходимость и неизбежность инновационного характера развития экономики Республики Татарстан, а именно: истощение нефтяных запасов вследствие снижения рентабельности добычи нефти, что, в свою очередь, может в перспективе привести к разрушению нефтехимического комплекса; дефицит энергоносителей для промышленности; возникновение проблемы конкурентоспособности отечественных отраслей в связи со вступлением России в ВТО. Анализ конкурентных преимуществ и стратегических ресурсов позволил сделать вывод о возможности формирования региональной инновационной системы (РИС), которую можно представить как совокупность отношений, участниками которых выступают собственники интеллектуального капитала, инновационные предприятия, инвесторы, федеральные и региональные органы власти и местного самоуправления, гарантирующие стабильность формальных правил, организующие допустимые альянсы в соответствии с принципом неполных контрактов. Региональная инновационная система может быть определена как элемент национальной инновационной системы, обеспечивающий переход к инновационному пути развития региона, создание условий для разработки, постановки на производство и выпуска высокотехнологичной, конкурентоспособной на мировом и отечественном рынках продукции.



На современном этапе элементом институционального проектирования инновационных отношений в Республике Татарстан является Программа развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004-2010 гг. К преимуществам данной Программы можно отнести попытку создать систему, подразумевающую формирование комплекса взаимоувязанных целей и задач, стимулирующих региональное становление и развитие инновационных отношений в Республике Татарстан с целью повышения эффективности функционирования региональной экономики на основе формирования и совершенствования инновационной инфраструктуры.. Однако опыт реализации Программы показал, что цель региональной инновационной политики имеет достаточно размытый характер; не разработаны серьезные и детальные подходы к выработке определений, регламентирующих инновационную деятельность в РТ; отсутствует конечная стратегическая цель Программы; нет обоснования государственной поддержки инновационной деятельности; не определен порядок страхования субъектов инновационной деятельности и франчайзинга; не отражается ход реализации Программы. На основе выявленных недостатков в работе предложен ряд мероприятий по совершенствованию Программы развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 - 2010 гг.

Проведенное исследование показало, что Программа во многом носит декларативный характер и не решает возложенные на нее задачи. Так, численность научных работников и специалистов, выполняющих научные исследования и разработки в период с 2000 по 2006 гг., а также число предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью, имеют ярко выраженную отрицательную динамику (рис. 1,2). В ходе анализа программ развития инновационной деятельности было выявлено, что внутренние затраты на исследования и разработки в Татарстане в пять раз меньше, чем в Нижегородской области и более чем в два раза меньше, чем в Самарской области; число созданных и использованных передовых производственных технологий незначительно.

 Динамика численности специалистов,-1

Рис. 1. Динамика численности специалистов, выполняющих научные исследования и разработки (человек) в период с 1998 по 2006 гг.

 Динамика числа предприятий,-2

Рис. 2. Динамика числа предприятий, занимавшихся инновационной деятельностью в РТ в период с 2000 по 2005 гг.

В связи с этим нами обоснованы элементы институционального проектирования инновационных отношений в регионе на основе детализации стратегической цели программы, а именно выделение первоочередных задач, разбитых по блокам: политические, экономические, структурные, нормативно-правовые, научно-технические и социальные.

Блок 1. Политические задачи: занять лидирующее положение среди регионов России по уровню и результатам инновационной деятельности; повысить конкурентоспособность Татарстана на российском и международных рынках инноваций; расширить привлечение в Республику инновационных инвестиций и высоких технологий; создать благоприятные условия для развития инновационного бизнеса, в том числе малого; обеспечить взаимную поддержку отраслей производства в инновационном развитии, и, прежде всего, поддержку аграрно-промышленного комплекса.

Блок 2. Экономические задачи: увеличить доходы бюджета на основе роста налоговых поступлений от инновационно-ориентированных предприятий; увеличить долю совокупного инновационного продукта в ВРП Республики; увеличить объём инвестиций в инновационную сферу Республики; повысить уровень коммерциализации инновационного потенциала Республики; увеличить вклад малого бизнеса в совокупные результаты инновационной деятельности; повысить уровень доходов работников инновационной сферы;

Блок 3. Структурные задачи: развить республиканский рынок инноваций; создать единую республиканскую инновационную систему, включающую в себя уполномоченного координатора инновационной деятельности (инновационную управляющую компанию), центр экспертизы и сертификации инноваций, центр аккредитации инновационных организаций, центр трансферта технологий, выставочную площадку инноваций, информационный банк инноваций и другие объекты; организовать Татарстанскую научную школу по проблемам инновационной деятельности; развить инновационную инфраструктуру; увеличить количество инновационных предприятий.

Блок 4. Нормативно-правовые задачи: развить республиканские законодательные механизмы защиты и гарантий инновационных инвестиций; создать Республиканские нормативно-правовые механизмы обеспечения прав участников инновационной деятельности на объекты интеллектуальной собственности; расширить Республиканское статистическое наблюдение за показателями инновационной деятельности.

Блок 5. Научно- технические задачи: развить инновационный потенциал Татарстана; провести реинжиниринг инновационных процессов; разработать единую методическую базу, технологию и стандарты инновационной деятельности; разработать индикативную модель инновационной сферы Республики; разработать инструментальные средства экспертизы и сертификации инноваций; развить межрегиональное и международное сотрудничество и кооперацию в инновационной деятельности; выход на качественно новый уровень оснащенности сельскохозяйственного производства научными достижениями и высокими технологиями.

Блок 6. Социальные задачи: создать новые рабочие места в инновационной сфере; обеспечить подготовку и переподготовку кадров для инновационной сферы; повысить уровень безопасности жизни людей и увеличить продолжительность активной жизни; создать новые рабочие места и увеличить занятость за счет сферы услуг, развивать венчурное и инновационное предпринимательство, мелкосерийные и опытные производства; обеспечить качественные сдвиги в решении проблем жилищно-коммунальной сферы;

В качестве показателя зрелости региональной инновационной системы и эффективности мер институционального регулирования целесообразно использовать показатель доли прироста ВРП за счет производства наукоемкой продукции, который должен быть выше 80%, а также соотношение темпов роста закупок промышленностью наукоемких технологий и темпов роста финансирования фундаментальных исследований (последние должны быть выше).

В результате проведенного исследования определено, что наиболее рационально инновационные отношения осуществляются через технопарковые структуры, которые занимаются поддержкой и развитием инновационного бизнеса, большую часть которого составляют малые инновационные предприятия. В связи с этим нами предлагается проект создания технопарка в г. Нижнекамск на базе крупнейшего в городе ВУЗа – Нижнекамского химико-технологического института как основы становления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, обеспечивающей рост наукоемких и высокотехнологичных производств города и региона с максимальным использованием преимуществ межотраслевого взаимодействия. К основным задачам технопарка необходимо отнести содействие выполнению программы по переводу экономики РТ на инновационный путь развития, стимулирование предприятий-носителей инновационных технологий к формированию региональной инновационной системы, укрепление взаимоотношений института с наукоемким сектором промышленности на основе широкого обмена идеями, решение проблемы углубленной переработки углеводородного сырья.

В заключении сформулированы основные выводы и результаты диссертационной работы.

ОСНОВНЫЕ ПУБЛИКАЦИИ АВТОРА

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Осипов, Д.В. Направления совершенствования государственного регулирования инновационной деятельности в республике Татарстан / Д.В.Осипов // Ученые записки Казанской государственной академии ветеринарной медицины им. Н.Э.Баумана. Казань. 2006. Т.188. 0,44 п.л.
  2. Осипов, Д.В. Некоторые аспекты разработки стратегии инновационного развития / Д.В.Осипов // Вестник Казанского технологического университета. 2008. №3. 0,38 п.л.
  3. Осипов, Д.В. Совершенствование государственного регулирования инновационной деятельности в Республике Татарстан / Д.В.Осипов // Экономика и управление. 2008. №3. 0,44 п.л.

Прочие публикации по теме диссертационного исследования:

  1. Осипов, Д.В. Определение приоритетов инновационного развития как фактор обеспечения экономической безопасности / Д.В.Осипов // Регионы России: управление социально-экономическими процессами и безопасность : Сборник научных статей и сообщений.





    Ч.2; Казань : Изд-во Института истории АН РТ, 2007. 0,3п.л

  2. Осипов, Д.В. Некоторые аспекты разработки стратегии инновационного развития / Д.В.Осипов // В кн.: Актуальные проблемы современной экономики России Материалы Международной научно-практической конференции. Казань : Изд-во НПК "РОСТ", 2007. 0,38 п.л.
  3. Осипов, Д.В. Государственное управление инновационными процессами на современном этапе развития российской экономики / Д.В.Осипов // В кн.: Актуальные проблемы образования, науки и производства. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов и аспирантов "Бутлеровское наследие". Казань, 2006. 0,38 п.л.
  4. Осипов, Д.В. Технопарки как залог процветания экономики / Д.В.Осипов // В кн.: "Особенности роста и развития региональных социально-экономических систем" Материлы I Всероссийской научно-практической конференции. Пенза : РИО ПГСХА, 2005. 0,25 п.л.
  5. Осипов, Д.В. Роль, место и значение региональных органов управления в развитии инноваций / Д.В.Осипов // В кн.: "Экономика и менеджмент". Сборник научных трудов. Вып.2. СПБГТИ (ТУ). СПб.: ИК "Синтез", 2006. 0,3 п.л.
  6. Осипов, Д.В. Государственное регулирование инновационной сферы: мировой опыт и состояние в России / Д.В.Осипов // В кн.: "Интеллектуальный капитал". Материалы межвузовского научно-практического семинара. Вып.11: Нижнекамск: МГЭИ, 2006. 0,5 п.л.
  7. Осипов, Д.В. Необходимость и обоснование создания технопарка в г. Нижнекамске / Д.В.Осипов // В кн.: "Актуальные проблемы развития экономики". Сборник научных работ и сообщений студентов и аспирантов факультета экономики и управления. Нижнекамск: НХТИ, 2005. 0,3 п.л.


Pages:     | 1 | 2 |
3
|
 

Похожие работы:








 
<<  ГЛАВНАЯ   |   КОНТАКТЫ
© 2013 dislib.ru - «Авторефераты диссертаций - бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.