авторефераты диссертаций БЕСПЛАТНАЯ РОССИЙСКАЯ БИБЛИОТЕКА - WWW.DISLIB.RU

АВТОРЕФЕРАТЫ, ДИССЕРТАЦИИ, МОНОГРАФИИ, НАУЧНЫЕ СТАТЬИ, КНИГИ

 
<< ГЛАВНАЯ
АГРОИНЖЕНЕРИЯ
АСТРОНОМИЯ
БЕЗОПАСНОСТЬ
БИОЛОГИЯ
ЗЕМЛЯ
ИНФОРМАТИКА
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ИСТОРИЯ
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
МАШИНОСТРОЕНИЕ
МЕДИЦИНА
МЕТАЛЛУРГИЯ
МЕХАНИКА
ПЕДАГОГИКА
ПОЛИТИКА
ПРИБОРОСТРОЕНИЕ
ПРОДОВОЛЬСТВИЕ
ПСИХОЛОГИЯ
РАДИОТЕХНИКА
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО
СОЦИОЛОГИЯ
СТРОИТЕЛЬСТВО
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ
ТРАНСПОРТ
ФАРМАЦЕВТИКА
ФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ХИМИЯ
ЭКОНОМИКА
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
ЭНЕРГЕТИКА
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
ЯЗЫКОЗНАНИЕ
РАЗНОЕ
КОНТАКТЫ

Pages:   || 2 | 3 |

Особенности поэзии священной обороны ( ) в творчестве кайсара аминпура и салмана херати

-- [ Страница 1 ] --

На правах рукописи

Назарчубмасджеди Марьям

Идейно-художественные особенности

поэзии «священной обороны» ( ) в творчестве Кайсара Аминпура и Салмана Херати

10.01.03 литература народов стран зарубежья

(персидская литература)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата филологических наук

Душанбе - 2012

Работа выполнена на кафедре иранской филологии

Таджикского национального университета

Научный руководитель: доктор филологических наук, профессор,

Сафаров Умарходжа Рахимович

Официальные оппоненты: доктор филологических наук, профессор,

кафедры теории и новейшей персидско-таджикской литературы Кучаров Аламхон,

доктор филологических наук, начальник управления Министерства образования РТ, Расулов Алидод

Ведущая организация: Институт языка, литературы, востоковедения,

и письменного наследия им. А. Рудаки АН Республики Таджикистан

Защита состоится «13» сентября 2012г. в ____ часов на заседании диссертационного совета Д 734.004.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций при Таджикском национальном университете (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 17).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Таджикского национального университета (734025, г.Душанбе, пр.Рудаки, 17).

Автореферат разослан «___» ______________ 2012 года

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Нагзибекова М.Б.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы. Первое десятилетие исламской революции Ирана, совпало с напряженными годами «священной обороны», которая породила литературу, не имевшую аналога в многовековой истории персидской литературы. В этот период зародилась и сформировалась своеобразная эпико-мистическая литература, аналог которой трудно встретить во всей истории мировой литературы. Это привело к становлению специфичного литературного течения, которое, с одной стороны, запечатлевалось в памяти людей, а с другой, письменно фиксировалось в форме поэзии и прозы [4].

Литература исламской революции была создана, как народными массами, так и интеллектуальной элитой общества с целью защиты страны, ее материальных и духовных ценностей. Данную литературу можно смело отнести к эпохальным религиозно-политическим явлениям исламского мира, она способствовала самопознанию народных масс и осмыслению ими сущности происходящих событий.

Страна после исламской революции и двадцати месяцев победы, была вовлечена в такую войну, которая по своим характерным чертам, не имела подобия в мировой истории. Иранская нация в течение восьми лет ожесточенной борьбы (период «священной обороны»), в сущности один на один противостояла сверхдержавам современного мира. Воспоминания об этом сопротивлении и стойкости иранской нации до сих пор живы во всех уголках Ирана.



Общеизвестно, что иранцы имеют долгую и прославленную историю, которая рассказывает современному поколению о героизме, отваге и благородстве сынов этой земли. Их героизм и самоотверженность, отраженные в мифах, поэмах, биографиях и т.д., еще раз доказывают, что появление и становление любой литературы тесно связано с историей страны. Иными словами, каждый период в истории человечества порождает литературу соответствующую потребностям своего времени [2].

История становится вечной и бессмертной только тогда, когда находит отражение в литературе. Любое историческое событие, попадая в руки творческого лица, приобретает литературно-художественное воплощение, и таким образом, это явление становится вечным и незыблемым.

Письменная литература-это, прежде всего, культурное явление, явление, глубоко проникшее в память и дух человечества. Следует отметить, что когда мы говорим о письменной литературе, необходимо иметь в виду две ее формы: во-первых, массовую литературу, и, во-вторых, литературу элитарную.

Массовая литература складывается из письменной фиксации знаний любого характера. Но существует также литература другого рода, которая имеет дело с абстрактными образами. Суть и значение этой литературы, выражаются в абстрактных образах поэзии и эпоса-сказания.

Следует отметить, что литература сопротивления, уходит своими корнями в историю древней персидской литературы, но в течение восьми лет навязанной иранскому народу войны, проявилась в различных формах, видах и измерениях. Исходя из этого, всестороннее изучение литературного процесса времен «священной обороны» и, особенно, его симбиоз как с эпическими, так и мистическими образами классической персидской литературы является актуальной и значимой научной темой.

Цели и задачи исследования.

Основной целью настоящей диссертационной работы является, всестороннее исследование и анализ литературы священной обороны, в частности синкретика эпических и мистических образов в поэзии современных поэтов.

Для достижения указанной цели определены и выдвинуты следующие задачи:

  • общий обзор и рассмотрение теоретических понятий новой литературы в поэзии священной обороны;
  • конкретизация места эпоса и мистики в поэзии священной обороны, с учетом исторических корней и специфики их проявления в поэзии сопротивления;
  • анализ теоретических аспектов применения эпических и мистических смыслов на примере творчества поэтов периода священной обороны;
  • значение поэзии периода священной обороны для молодого поколения, определение новых методов изучения данной темы;
  • рассмотрение основных элементов персидской литературы и ее роль в патриотическом воспитании молодого поколения на примере стихов современных поэтов;
  • определение различных аспектов эпоса и мистики на основе анализа мнений и теоретических обоснований литературных критиков;
  • критический анализ эпико-мистических образов и смыслов и их синтез в поэзии известных поэтов периода священной обороны Кайсара Аминпура и Салмана Херати.

Источники исследования. В качестве источников исследования, в основном, использованы сборники стихотворений Кайсара Аминпура и Салмана Херати, опубликованные как в рассматриваемый период, так и в более позднее время. В том числе сборники К. Аминпура: «На улице солнца» (1363/1984), «Перемена утра» (1363/1984), «Внезапные зеркала» (1372/1993), «Все цветы освещаются солнцем» (1381/2002), «Книга языка любви» (1386/2007). Сборники С. Херати: «С синего неба» (1364/1985), «От этой звезды к той звезде» (1370/1991). Наряду с книгами К. Аминпура и С. Херати также использованы поэтические антологии поэтов современной литературы.

Степень изученности темы. Поэзии периода «священной обороны» в последние годы уделяли внимание ряд исследователей современной персидской литературы. О деталях и особенностях литературного процесса того времени и ее известных представителях написаны ряд статей и интервью. Поэтические сборники стихов того периода опубликованы без соответствующих введений. Все эти материалы носят разрозненный характер, и о поэзии периода «священной обороны» до сих пор не существует целостного научного исследования монографического плана. Исходя из этого, литература данного периода требует всестороннего и глубокого изучения. Из исследователей, которые в той или иной мере занимались литературой революционного периода и десятилетий священной обороны, можно назвать Манучехра Акбари, Соида Бокири, Саидакбара Мирджафари. Научно-теоретическую основу настоящей диссертации составляют работы М.Ш. Кадкани, А. Какаи, С. Хусайни, П. Хабибободи, К. Обиди, Т. Пурномдарияна.

Помимо того, в ходе исследования мы опирались на работы иранских, таджикских и российских ученых, таких, как М. Хукуки, Р. Барохани, Ѓ. Юсуфи, М. Кохи, Ф. Наджмонова, О. Худжамуродова, А. Сатторзаде, У. Сафара, А. Расули, В. Б. Кляшторина, Д.Н. Комиссаров и других.

Научная новизна исследования заключается, прежде всего, в том, что впервые в монографическом плане исследованию подвергается тема синкретизма эпических и мистических воззрений в литературе периода «священной обороны», на примере поэзии Кайсара Аминпура и Салмана Херати. В опубликованных до сих пор разрозненных работах по данной теме не уделено должного внимания связи и отношениям эпическим и мистическим элементам в литературе «священной обороны».

В настоящей работе мы попытаемся в ходе анализа поставленной проблемы, определить роль и место эпико-мистических воззрений в поэзии периода «священной обороны». В результате анализа проблемы выяснилось, что один из содержательных аспектов поэзии «священной обороны» составляют эпико-мистические воззрения. Они творчески синтезированы в стихотворениях поэтов этого периода и являются двумя взаимосвязанными категориями данного литературного течения.

Методология исследования. Методологическую основу исследования составляют научно-теоретические труды известных литературоведов, иранистов, а также представителей различных литературоведческих школ и течений. В частности, в своей работе мы обращались к методу историзма, в связи с той ролью, которую играют культура и литература в социальном самосознании. Помимо этого, был использован историко-сравнительный анализ литературных источников. Выбранные нами методы тесно взаимосвязаны с особенностями материала исследования и первоисточников. В соответствии с отдельными целями и задачами диссертации, мы обратились также к другим, в частности к герменевтическому методу анализа.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты диссертационного исследования имеют определенную научную и практическую значимость. Они могут быть использованы в проведении дальнейших научных исследований по данной теме и при подготовке лекционных курсов и учебных пособий по таким дисциплинам, как литература Ирана, история литературы, фольклористики и т.д.

Основные положения, выносимые на защиту:

  • роль и значение Исламской революции в зарождении и становлении нового литературного течения;
  • содержательный анализ творчества поэтов «священной обороны» и выявление особенностей поэзии данной литературы;
  • рассмотрение специфики литературы сопротивления в контексте развития персидской литературы последней четверти ХХ века;
  • переосмысление мистических и эпических воззрений в поэзии «священной обороны»;
  • определение значения и сущности литературы сопротивления в подъеме социального сознания иранских народных масс;
  • синтез эпико-мистических воззрений в творчестве Салмана Херати и Кайсара Аминпура.

Апробация работы. Основное содержание диссертации нашло свое отражение в трех научных статьях и одной монографии, а также в выступлениях на конференциях, семинарах и круглых столах.

Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры иранской филологии факультета Азии и Европы Таджикского национального университета (протокол № 5 от 13 октября 2012 года).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены основные позиции по данной теме, сформулированы цели и задачи, методологические и теоретические основы работы, определены ее новизна и практическая значимость, дана общая характеристика используемых источников, очерчена структура исследования.

Первая глава диссертации называется «Знакомство с литературой «священной обороны» и состоит из трех разделов.

В первом разделе диссертации «Исламская революция и зарождение новой литературы», рассматриваются проблемы взаимодействия революционных событий с изменениями, которые неизбежны в литературном процессе.





На взгляд автора, независимо от того, что революции происходят в различных уголках мира, в странах и регионах с разными традициями, однако, имеют единые признаки и особенности. В то же время, каждый из них имеет свою специфику и своеобразия, и исламская революция не исключение из существующих общих правил. С этой точки зрения, иранская исламская революция, была величайшим историческим событием, которая в корне изменила политические, социальные и идеологические установки целой нации. Результатом этой великой революции, было также появление целого литературного течения, со своей спецификой и богатым тематическим охватом. Одной из особенностей данной литературы является пристальное внимание к проблеме самосознания и самопознания людей. Известно, что народные массы стремятся к изменению какого-либо строя, на основе критического осознания существующего положения дел в обществе. В этом случае, они могут анализировать конкретную историческую ситуацию и направлять свои действия на благо общего дела. Другой особенностью этой литературы является возврат к собственным историческим истокам.

Одной из основных целей данной революции было искоренение старых идеологических, колониальных и деспотических основ общественного строя и закладывание фундамента нового социального, политического и культурного устройства жизни. Целенаправленное и глубокое внедрение данной цели в корне изменило социальные, политические, литературные и культурные основы иранского общества. Литература, особенно поэзия, выходя из уединенного и сугубо мистического положения, стала приобретать социальный характер и отражать малые и большие революционные события. Водоворот революции, естественным образом и быстрыми темпами трансформировав социокультурные реалии страны, по существу изменил ее облик.

Рассмотрение и анализ революционной исламской литературы позволяет классифицировать ее на следующие тематические направления:

а) судьба мученика и мученической смерти за веру и идею;

б) воспевание родины и патриотизма;

в) распространение мистических воззрений и образов. Мистика дореволюционной литературы носила общий характер. Но в революционный период она приобрела социальный характера и стала активно влиять на социальное сознание;

г) восхваление борцов за идеалы революции.

По мнению одного из исследователей «одним из абсолютных результатов любой политической революции является литературная революция. С победой исламской революции первым и величайшим ее влиянием на поэзию Ирана было зарождение и укрепление демократических тенденций в области стихотворчества» [3].

В данном разделе вкратце рассмотрена поэзия революционных поэтов с мировым именем, таких, как Пабло Неруда, Хонери и другие. Затем, вкратце проанализированы и даны оценки поэтическим образцам первого десятилетия исламской революции. В результате анализа данного десятилетия мы пришли к выводу, что «революционный поэт – это меч нации и язык народа. Поэт говорит языком нации, так как именно благодаря народу он приобрел настоящую свободу» [1, 18].

Во втором разделе - «Навязанная война и поэзия «священной обороны» рассматриваются стихотворения передовых поэтов данного периода.

Как было выше отмечено, спустя несколько месяцев (в сентябре 1980 г.) после свершения революции началась ирано-иракская война. В результате вторжения иракской армии в провинцию Хузестан, территориальная целостность Ирана и судьба нации были под угрозой. Данная ситуация привела в движение глубинные чувства на культурном и литературном поприще, и таким образом зародилась военная поэзия периода «священной обороны».

Несомненно, одной из особенностей любой войны является то, что она творит для себя специфичную литературу и период навязанной войны Ирака против Ирана, не является исключением из правил. Во время войны культурные ценности воспринимаются несколько иначе. Она привела на арену борьбы национальные силы и, становясь двигателем патриотических и религиозных чувств народа, способствовала появлению нового направления в персидской литературе, в частности в поэзии. Период «священной обороны» предоставил поэтам большое количество сырого материала для стихотворчества. Великое историческое прошлое превратило пространство борьбы и войны в духовное пространство, способствовав тем самым интересным эволюционным процессам в области поэзии. Это время не только усилило социальные аспекты поэзии, но также способствовало единению самих поэтов.

Война усилила также эпические аспекты персидского стиха. Для поэтов такие слова, как мученик, мученическая смерть, кровь, самоотверженность, родина и т.п. стали ключевыми, которые привели к созданию нового литературного стиля. Здесь же проанализированы некоторые образцы стихотворений с точки зрения их формы, использования художественных искусств, стиля и ритма.

В связи с этим, в разделе дан развернутый обзор сочинений и специальных интервью, посвященных поэзии периода «священной обороны». Отмечается, что эти публикации с точки зрения научного значения и ценности имеют разный уровень. Большинство из этих сочинений составляют сборники избранных стихов поэтов рассматриваемого периода, которые обычно начинаются с небольшого предисловия.

Третий раздел называется «Взгляд на литературу сопротивления и стойкости».

Особенностью литературы сопротивления в любой стране является то, что она формируется под воздействием внутренней тирании, в отсутствии индивидуальных и социальных свобод, в условиях беззакония и вмешательства в личную жизнь и идейные взгляды людей, в том числе литераторов. Поэтому основу произведений данного литературного течения составляет борьба с внутренним угнетением и несправедливостью, вмешательством в личную жизнь индивида. Эта литература пропагандирует стойкость перед такими проявлениями деспотии и противление силам, подавляющим свободу и демократию. Исходя из этого, литература сопротивления и стойкости сочетается одной из важных частей литературы любой нации. Следует отметить, что основным элементом народной литературы является сам народ. Литературу стойкости невозможно познать, не учитывая роли широких народных масс.

Содержательную основу литературы сопротивления и стойкости составляют три тематических направления:



Pages:   || 2 | 3 |
 

Похожие работы:







 
© 2013 www.dislib.ru - «Авторефераты диссертаций - бесплатно»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.